150-летие со дня рождения Николая Рериха отмечают в Алтайском крае
В краевой столице открылись две выставки, посвященные жизни и творчеству художника: «Ковчег будущего» в музее «Город», а также «Зов Азии. Алтай — Рерих — Гребенщиков» в ГМИЛИКА.
Пространство культуры Святой Руси, протянувшееся до Гималаев, – спасительный ковчег человечества. Так считал Николай Рерих. Выставку работ знаменитого художника и его младшего сына Святослава так и назвали «Ковчег будущего». 94 оригинальных полотна представили в барнаульском музее «Город». Многие картины впервые покинули Москву.
«Я считаю, что Рерих в любом возрасте отдает свое. Люди получают вдохновение и такую энергию от этих картин, что прямо хочется и дальше жить», — поделилась жительница Барнаула Людмила Ширедченко.
На выставке можно открыть для себя новые грани Николая Рериха. Так, он увлёкся археологией ещё раньше, чем живописью. Участвовал в раскопках с девяти лет, а в 22 года стал пожизненным членом Императорского Русского археологического общества.
«На этой картине мы видим истуканов деревянных, которые не просто являются фантазией Рериха. Это всё результат его раскопок. Даже украшения, бусы на шее идола – это всё есть фактически слепок, копии тех предметов из раскопок, из курганов, которые он сам выкапывал», — рассказал заведующий отделом «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока (Москва) Владимир Росов.
Открытие выставки ознаменовало начало празднования 150 лет со дня рождения художника и философа на Алтае. Полотна удалось привезти в Барнаул из Государственного музея Востока благодаря многолетнему сотрудничеству с организацией в сфере культуры и при поддержке правительства региона.
«Мы очень бережно и внимательно относимся к сохранению наследия, творчества Николая Константиновича. Всё делаем для того, чтобы побольше собрать коллекцию его произведений. Сегодня в ГМИЛИКА более трех тысяч его работ, его и членов его семьи», — отметил губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Ещё одно знаменательное событие: открытие выставки «Зов Азии. Алтай – Рерих — Гребенщиков» в ГМИЛИКА. Широкой публике впервые представили артефакты, личные вещи, фотографии, письма, открытки, дневниковые записи, редкие архивные материалы семьи Рерихов и их близких. Посетители могут познакомиться с жизнью и творчеством художника через призму окружающих его людей.
«Получив эту коллекцию, Государственный музей Алтая становится одним из самых крупных центров хранения Рериховского наследия и наследия сибирского писателя Гребенщикова вообще в мире. Здесь собрано несколько миллионов долларов, потому что каждая бумага имеет ценность, в том числе, в денежном эквиваленте», — сообщил генеральный директор Центра культурных и научных проектов «АРС» (Санкт-Петербург) Владимир Мельников.
Больше 600 экспонатов передал в дар ГМИЛИКе востоковед-историк Владимир Росов. Это его личная коллекция: он собирал ее всю жизнь. Ему удалось вернуть архив Георгия Гребенщикова на родину из США, где алтайский писатель и критик был в эмиграции. Георгий – близкий друг Николая Рериха, поэтому значительная часть экспозиции посвящена ему.
«Гребенщиков был ближайшим сподвижником Николая Рериха – знаменитого нашего художника. И работал в его музее, возглавлял издательство «Алатас». Печатал книги Рериха и свои собственные. Поэтому он оказался тесно связан с художником, а художник мечтал об Алтае. Почему эта связь образовалась – потому что Гребенщиков был с Алтая. Празднуя сегодня юбилей Рериха, мы неизменно возвращаемся к другим людям, корням алтайским. И слава Рериха процветает Алтаем сегодня», — подчеркнул заведующий отделом «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока (Москва) Владимир Росов.
Возрастное ограничение обеих выставок: 6+. Добавим, в Алтайском крае больше тридцати лет системно популяризируют творчество Николая Рериха. Работают постоянные экспозиции, издаются книги, проходят выставки. Культурологи и музееведы смело заявляют: однажды Барнаул может стать рериховской столицей Сибири.
- Страница 1
- ››