Академик НАН Киргизии рассказал о сотрудничестве с алтайскими учеными и коренной связи двух народов
На протяжении нескольких лет учёные НОЦ «Большой Алтай» в рамках экспедиций проводят этнографические исследования, доказывающие этапы длительного взаимодействия народов соседствующих культур и государств.
Одним из ведущих экспертов, консультантов и участников данных научных проектов является академик НАН Кыргызской Республики, директор Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова НАН КР, профессор Абылабек Асанканович Асанканов. Ученый руководит одной из ведущих проектных групп НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», которая занимается вопросами этнографии. Интервью с ним опубликовал KZ24.news.
Абылабек Асанканович заявил, что уделяет большое внимание написанию истории кыргызов, того периода, когда они были вместе с алтайскими народами. Он выявляет общее и различное в их материальной и духовной культуре, в традиционном хозяйстве, в языке и религии. Также эксперт изучает, какие явления и исторические события повлияли на то, что народы стали жить отдельно, и какие у них появились отличительные черты.
Так, например, в эпосе «Манас» есть такие строки: «Мы, играя в чатраш, веселились». У нас в Бишкеке я пытался узнать, что это за игра чатраш. К сожалению, кыргызские манасоведы ничего не смогли мне рассказать об этой игре, а когда я оказался на Алтае, я узнал о том, что в быту алтайцев до сих пор существует игра чатраш. Более того, в Республике Алтай организована даже Национальная федерация игры чатраш, которая ежегодно проводит соревнования, где определяют лучших игроков года.
Другой момент. У кыргызов есть такой национальный наигрыш Тагылдыр тоо. Когда я приехал в Республику Алтай, стал свидетелем существования сакральных мест под названием Тагыл. Это такой жертвенник, сооружаемый из плоских камней коренным населением Алтая, для проведения религиозных, календарных обрядов.
Ещё один элемент, объединяющий народы Кыргызстана и российского Алтая — бедренная кость уча. Это самая уважаемая часть устукана — кость мясного угощения кыргызской и алтайской кухонь. Когда режут за столом баранину или конину, у кыргызов учу подают самому старшему или уважаемому аксакалу, старшему рода, а у алтайцев — старшей женщине рода, матери, свахе, поскольку уча — это символ семьи, символ ребёнка.
Поэтому ученые пришли к выводу, что народы Кыргызстана и Алтая имели общие корни и традиции.
С коллегами по НОЦ «Большой Алтай» за всё время совместной работы мы побывали в экспедициях не только на территории Республики Алтай, но и на юге Кыргызстана. Это были очень результативные экспедиции, и, обобщая весь собранный материал, я загорелся идеей написать монографию, в которой хочу указать на общие, схожие элементы быта, религии, языка, которые нас объединяют.
Известно, что эксперты НОЦ «Большой Алтай» приступили к разработке Концепции историко-культурного единства славянских и тюркских народов.
Россия активно присутствует на Алтае с середины XVIII века, и всё это время русскоязычное население вносило большой вклад в развитие и сохранение культуры местного народа. И мы должны всегда помнить, что, лишь сохранив единство славянских и тюркских народов, мы сможем достичь успешного будущего. Поэтому мы, ученые разных стран, разрабатывая концепцию, должны сыграть роль народных дипломатов. И сейчас, когда мир стал очень хрупким, мы должны найти общий объединительный фактор, который и послужит нашей консолидации, единству славянских и тюркских народов.
В рамках «Большого Алтая» ученые России и Киргизии работают над совместными научными изданиями, занимаются исследовательской работой, проводят конференции и этнографические экспедиции. Сейчас они работают над вторым томом «Летописи тюркской цивилизации».
В этом году мы собираемся в экспедицию на территорию российского южного Алтая, но перед этим учёные из России приедут к нам провести исследовательскую экспедиционную работу в горных районах юга Кыргызстана. Мы делаем совместную исследовательскую работу и привлекаем к ней молодых учёных, студентов.
В завершение разговора профессор Абылабек Асанканович Асанканов подчеркнул, что на базе Кыргызско-Узбекского Международного университета создан Центр алтайских народов. Теперь подобные центры в Бишкеке планируют открыть ряд столичных вузов.
- Страница 1
- ››